ОСТАВАЙТЕСЬ НА СВЯЗИ


Последние публикации

MOEX получил признание правительства Эфиопии, как международная организация.
Стратегическое развитие Шри-Ланки: взгляд изнутри и взгляд в будущее
Внутренняя и внешняя политика Сьерра-Леоне. Приоритеты Правительства государства.
Искажение информации в СМИ: почему Африке нужны новые МЕДИА?
МОЭКС: Медиатор устойчивого развития через международное сотрудничество
МОЭКС: международное влияние и глобальное партнерство
Новые рассказы об Африке и ее перспективах на будущее
Сьерра-Леоне - Жемчужина Африки!
Диалог "Россия - Африка" в проекте Глобального управления
Руководитель MOEX-Europe, профессор сэр Дэвид Заммит о создании нового органа MOEX на базе Европейского центра: глобальные перспективы.
Перспективы развития Африки: ключевые факторы успеха и международное партнерство.
Прошлое, настоящее и будущее: взгляд на развитие Африки через призму истории и устойчивого развития
МОЭКС: Культурный Медиатор России в Мире Сотрудничества
Официальный визит делегации МОЭКС в Сьерра-Леоне

Интегральный суверенитет нации как иерархическое понятие

Юлия Речицкая
Кандидат политических наук, советник президента МОЭКС

В своей речи на ПМЭФ-2022 Владимир Путин определил как жизненно важную необходимость для России полноценного суверенитета: «только суверенные страны могут рассчитывать на суверенное будущее…Для России смертельно опасно ослабить свой суверенитет, больше подобных ошибок от нас не дождутся». Дональд Трамп неоднократно повторил, что наступает «время патриотов» - людей, преданных своему государству, а не теневым глобальным элитам. Си Цзиньпин в июле 2022 года в публичной речи отметил, что «политическая власть должна быть в руках патриотов, это общее политическое правило в мире.» То есть, лидеры трёх стран – мировых лидеров практически одновременно говорят об острой актуальности национального суверенитета и патриотизма для современного мира.

Суверенитет государства (от франц. souveraineté – верховная власть, господство) – это фактическая способность и возможность страны самой определять внутреннюю и внешнюю политику исходя из собственных интересов, то есть самостоятельность в ведении своих внешних и внутренних дел.
Понятие суверенитета появилось в 16 веке и с тех пор понимание человечеством вопроса – кто субъект принятия политических решений, кому принадлежит верховная власть - претерпевало неоднократные изменения. С появлением глобальных наднациональных управляющих структур и усложнением системы международных отношений встала проблема соотношения национальных и наднациональных субъектов власти, степени полноценности национальных суверенитетов.

В настоящее время обозначилась несостоятельность модели глобального мирового порядка, выстроенной после Второй Мировой войны. Её сутью стало не «дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов... и меры для укрепления всеобщего мира», как гласит Устав ООН, но англосаксонский неоколониальный диктат через теневые глобалистские структуры.

Реальной независимости национальных государств был нанесен существенный урон. Как залог их самосохранения, логичной реакцией на данное недопустимое положение является откат к укреплению национальных суверенитетов. Каждая страна должна сейчас самостоятельно переосмыслить и реализовать свою модель суверенитета, заложив её в основу внутренней и внешней политики во всех областях.

В той же речи на ПМЭФ-2022 В. Путин обозначил важность для России комплекса политического, экономического и технологического суверенитетов. Но, будучи несомненно важной, реализация только этих блоков все-таки недостаточна для обеспечения полноценной национальной безопасности страны, что подчёркивают не только представители отечественного патриотического сообщества, но и развитие событий после начала специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины.

Так, Александр Дугин, российский философ и геополитик обозначил необходимость не «ограниченного понимания суверенитета, который и так признается – пусть номинально – за каждым независимым государством, а интегрального суверенитета, full scale sovereignty, включающего в себя: цивилизацию, культуру, образование, науку, экономику, финансы, ценности, идентичность, политическую систему и, самое главное, идеологию.» Далее он отмечает, что «пока кроме политического и военного суверенитета все остальные сферы у нас либо частично западные, либо полностью западные. А идеологии нет.»

Однако, наличие политической и военной независимости уже очень и очень немало. Патриотичная воля правителя и способность её защитить от внешних и внутренних посягательств силовым путем являются минимально необходимым условием реализации всех остальных элементов. Также, на мой взгляд, требуется не просто перечислить сферы суверенизации («цивилизация, культура, образование...»), а выстроить концептуальную иерархию «частных суверенитетов», составляющих интегральный суверенитет.

Далее, реализация суверенитета как системной концепции упирается в две проблемы: а) разработки этой концепцию, б) осуществления необходимых институциональных преобразований для её внедрения. Попытаюсь изложить некоторые соображения по данной проблематике.
В моих статьях, опубликованных весной 2022 года, сказано об идеологии – как базовой формулировке цивилизационной позиции нации, системно встроенной в общественную модель; и чувстве собственного достоинства – как необходимой эмоционально-волевой предпосылке для реализации своего цивилизационного выбора. А также о том, как в рамках гибридной войны недруги так старались не допустить у нас наличие собственной идеологии и деморализовать, подорвав наше личное достоинство.

Высказанные суждения подтвердились последними событиями. В материале от 7 сентября 2022 года для американского журнала «Politico» бывший глава разведуправления Пентагона Дэвид Шедд обозначил «расшатывание чувства гордости за свою страну» в качестве ключевой возможности и одного из наиболее эффективных методов актуальной психо-войны («psychological war») США с Россией. И сейчас появляется все больше и больше материалов и по конкретным психо-когнитивным спецоперациям на постсоветском пространстве, и по конкретным структурам, проводящим их на протяжении десятков лет.

На массовом патриотическом мероприятии произошло убийство Дарьи Дугиной. Это был демонстративный террористический акт в рамках гибридной Третьей Мировой войны, целью которого является не только уничтожение, но и запугивание людей, способных осуществлять в России концептуальную работу по преобразованию нашего общества и выстраивать международный гражданский диалог на новых основаниях.

Мир стоит в начале очередного цивилизационного витка развития, подобного которому наша история не знает, как 100 лет тому назад мир не догадывался, чем именно станет Советский Союз. Грядущую смену глобальной парадигмы Владимир Путин в своей речи на Валдайском форуме в октябре 2022 года обозначил как объективный факт. И судя по всему, России снова предстоит быть в авангарде мирового социального прогресса.

Современная гибридная война обозначила совершенно новые цели в качестве приоритетных. Теория Джона Уордена inside-out warfare ‘войны изнутри наружу’ описывает national leadership – т. е. ‘управляющую национальную структуру, национальное руководство’ как ядро системы государства-цели («Враг как система.» - Airpower Journal, 1995). Уорден, основываясь на ряде исторических примеров, в том числе на опыте разрушения СССР, указывает, что поражать врага нужно любыми способами – от военных и экономических до политических и психологических.

Актуализация психо-войны как нового измерения противостояния цивилизаций требует срочного переосмысления реальности и введение эффективного управления тонкими пластами жизни общества: психикой и мышлением, энергией и информацией, ценностями и мировоззрением. С них начинается выстраивание устойчивого к внешним воздействиям суверенного общества.

Великий В. М. Бехтерев ещё в 1902 году выдвинул биоэнергетическую концепцию психических явлений, согласно которой мир есть единое энергетическое пространство, энергия – первооснова и источник жизнедеятельности человека и общества. Бехтерев писал о необходимости создания единой науки о человеке и обществе, и предложил 23 универсальных закона, лежащих в основе развития природы от неорганического мира до социальных взаимоотношений.

Русский космизм как направление мировой философской мысли создал уникальное, чисто русское, видение модерна, основанное на холистическом восприятии мира и человека, соборности общества – в противовес индивидуалистским западным концепциям.

Советский общественный проект был основан на инновационных социальных идеях, достаточно успешно воплотив их в реальность, однако потерпел поражение в войне цивилизаций. Сейчас пришло время вернуться к достижениям наших великих предков, переосмыслить их и реализовать на новом уровне.

Как следствие вышесказанного, мне кажется логичным создавать иерархию суверенитетов, дополняемых на каждом уровне соответствующей системой безопасности (совокупность всех систем безопасности и будет составлять полноценную систему госбезопасности страны):

  1. Духовный суверенитет (и система духовной безопасности)
  2. Психо-когнитивный суверенитет (и система психо-когнитивной безопасности)
  3. Идеологический суверенитет (и система идеологической безопасности)
  4. Информационный суверенитет
  5. Политический суверенитет
  6. Экономический суверенитет
  7.  Технологический суверенитет
  8.  Культурный суверенитет

Что такое суверенная идеология, рассмотрено в моем материале от апреля 2022 года. Духовный и психо-когнитивный суверенитеты станут темами следующих статей.

Информационный, политический, экономический и технологический суверенитеты вполне разработаны, описаны, и даже частично реализованы. Но это более низкие уровни иерархии, и без конструирования трех верхних блоков реализовать их полноценно – невозможно в принципе.
Необходимость культурного суверенитета уже четко осознана в российском обществе. Развернулось целое общественное движение по зачистке культурного пространства от деятельности иноагентов и саботажников, оно уже достигло ряда успехов и продолжает набирать обороты.

Намеренно не выношу в отдельный блок суверенность в образовании и науке. Национально-ориентированные наука и образование являются прямым следствием реализации вышеуказанных «частных суверенитетов», выступая в качестве их «сервисных систем». То есть, актуализация суверенитета в разных областях неизбежно будет закреплено и в образовании, и в науке, как неотъемлемых механизмах их воспроизводства.

Продолжение – в следующей статье.