Советская модель экзаменов - идеал? Надо ли срочно отменять ЕГЭ?
Александра Буре-Логинова, филолог-практик, основатель школы русского языка "АЗ", ведущая медиапроекта "АС: гид по профессиям", преподаватель Евразийского Международного Университета.
Советская модель экзаменов - идеал? Надо ли срочно отменять ЕГЭ?
Нет, прежняя система не идеал. Просто с годами, как говорится, вспоминается только хорошее. Происходит идеализация прошлого. Многие из тех, кто сдавал экзамены по-старому, не могут написать текст без ошибок. А натренированные на тестах ребята внимательны к буквам, правильно ставят запятые и тире.
Проблема в другом: тесты сужают восприятие всего. Натаскивание на тесты формирует мысль, что всегда есть верные ответы. Или ответ один. Или заданное количество: например, в задании № таком-то всегда 2 ответа. Составляешь тесты, где все варианты ответов правильные... И некоторые выбирают только один. Почему? Они же знали, что и эта строчка подходит, и эта. Ответ поражает: "Знаю, но разве в тесте могут быть все ответы верными?" Вот такая ограниченность мышления выходит.
Тесты отлично тренируют логику. Тоже проверено мной лично на учениках. Но одной логикой сыт не будешь. Мыслить вне системы важнее! За этим будущее. Когда роботам поручат выполнять всю механическую работу - нам пригодится мозг! Умение решать сложные задачи, нестандартно мыслить... Тесты этому не учат, увы. Цель обучения сейчас сводится к сдаче особого экзамена. Приведу пример: ученик может тест написать без ошибок, но наделать кучу глупых ошибок в сообщении в Вотсапе. Парадокс: где же твоя внимательность? Проверяешь только тесты? Всё остальное не так важно? Выходит так! Тесты не зло, но вариант явно промежуточный. Только тестом проверять знания нельзя. Как и только сочинением (как раньше) - нельзя! Отменить ЕГЭ и заменить сразу чем-то другим - плохой вариант. Должна быть сформирована новая система. О своём видении этого расскажу в другой раз.