ОСТАВАЙТЕСЬ НА СВЯЗИ


Последние публикации

МОЭКС поздравляет Сьерра-Леоне с Днём Независимости!
MOEX получил признание правительства Эфиопии, как международная организация.
Стратегическое развитие Шри-Ланки: взгляд изнутри и взгляд в будущее
Внутренняя и внешняя политика Сьерра-Леоне. Приоритеты Правительства государства.
Искажение информации в СМИ: почему Африке нужны новые МЕДИА?
МОЭКС: Медиатор устойчивого развития через международное сотрудничество
МОЭКС: международное влияние и глобальное партнерство
Новые рассказы об Африке и ее перспективах на будущее
Сьерра-Леоне - Жемчужина Африки!
Диалог "Россия - Африка" в проекте Глобального управления
Руководитель MOEX-Europe, профессор сэр Дэвид Заммит о создании нового органа MOEX на базе Европейского центра: глобальные перспективы.
Перспективы развития Африки: ключевые факторы успеха и международное партнерство.
Прошлое, настоящее и будущее: взгляд на развитие Африки через призму истории и устойчивого развития
МОЭКС: Культурный Медиатор России в Мире Сотрудничества

Наглая ложь или статистика?

Ольга Юрьевна Варламова
Член совета МОЭКС

Ольга Юрьевна Варламова

Ещё в 1907 году знаменитый американский писатель Сэ́мюэл Ле́нгхорн Кле́менс (Samuel Langhorne Clemens),более известный широкой публике как Марк Твен, в публикации «Главы моей автобиографии»в журнале « Североамериканское обозрение» писал:

Цифры обманчивы, особенно когда я сам ими занимаюсь; по этому поводу справедливо высказывание, приписываемое Дизраэли: «Существует три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика». (Бе́нджамин Дизраэ́ли— британский государственный деятель, премьер-министр Великобритании в1868 году и с1874 по1880 год).

Попытки обосновать предвзятое мнение при помощи ложных данных стары, как мир, и, к сожалению, количество охотников «притянуть за уши» статистические данные к продвижению тех или иных проектов, как и количество тех, кто рад обманываться ложными выводами «экспертов», велико, о какой бы отрасли народного хозяйства или сфере деятельности ни шла речь. 

Так, например, говоря о ложных выводах на основе статистики в медицинской науке, являющихся массовым явлением, д.м.н. Ю.К.Абаев писал в журнале «Здравоохранение» в постпандемийном апреле 2022 года: «Цель статистического анализа—сделать вывод о существовании некой общей закономерности на основе ограниченного числа наблюдений. У многих исследователей доминирует представление о том, что главное (и, возможно, единственное) различие между группами сравнения заключается в сдвиге среднего значения изучаемой переменной. При этом игнорируется анализ и сопоставление других не менее важных параметров—меры рассеяния (дисперсия, размах), меры формы (эксцесс, асимметрия), корреляция между признаками. Тем самым авторы сужают свое исследование до сугубо утилитарных и конъюнктурных целей. Такой подход свидетельствует об упрощенном взгляде на многомерные взаимодействующие системы и является деформацией научной методологии, базирующейся на системном анализе. В результате статистика становится не инструментом поиска нового знания, а средством придания научного «веса» заранее декларируемому эффекту изменения среднего значения того или иного признака…

«Уместен вопрос, почему статьи и диссертации, которые содержат результаты некорректного использования статис¬тики, публикуются в научных журналах, успешно проходят через диссертационные советы и экспертные советы ВАК? Вероятно, в результате отсутствия в них профессионалов, обладающих необхо¬димыми знаниями в области статистики и опытом их применения. Именно по этой причине множится число статей и диссертаций, в которых встречаются разные нелепости» (В.П. Леонов, 2011)»».

Ю.К. Абаев там же справедливо отмечает, что подходы, внедренные в практику по результатам упрощенных методов анализа, ведут к дезинформации касательно реальных причин тех или иных явлений.

Горько признавать, что та же тенденция вольной интерпретации статистических данных и иных манипуляций проявляется и в многочисленных проектах реформ в другой важнейшей сфере жизни общества - образовании, включая его основу основ - общеобразовательную школу.

Так, например, в сентябрьском номере электронного научного журнала «Демографическое обозрение» за 2022 год (Демографическое обозрение / Demographic Review 2022;9(2)81-101) была опубликована большая статья под весьма смелым названием «Избыточная летняя смертность детей и подростков: эффект длинных школьных каникул?» за авторством двух сотрудников Российского Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС - П.О. Кузнецовой и Т.М. Малевой.

В упомянутой статье предпринята попытка дать «научное подтверждение» того, что повышенная смертность детей и подростков (5 – 14 лет) в летний сезон в Российской Федерации является следствием длинных летних школьных каникул. Там же выдвигается идея «обсуждения со специалистами в сфере образования академической целесообразности столь длинного перерыва в занятиях».

Ну что же, тема эта не новая. Длинные летние каникулы уже более двадцати лет не дают покоя чиновникам. Еще в марте 2001 г. министр образования Владимир Филиппов говорил о планах по сокращению каникул, ссылаясь на более короткие каникулы в странах Европы. В 2005 году о том, что 90 дней летних каникул – слишком много и за это время «дети разбалтываются», высказался мэр Москвы Юрий Лужков. В 2015 году СМИ опять подняли тему, мотивируя это тем, что длиной школьных каникул недовольны сами родители, а в Московском Городском Педагогическом Институте было проведено соответствующее исследование, которое показало, что ни в российской, ни в советской школе таких длинных каникул не было. В общем, было предложено ограничить каникулы рамками «цивилизованного мира», т.е. Запада, которые российские чиновники от образования и обслуживающие их «эксперты» держат за образец всех своих реформ. Нельзя не отметить, что желание привести одну из самых эффективных систем образования в мире, Российскую, наследующую советской системе, к тому, «как в Европе», уже стоило нашей стране не только потери качества образования наших граждан как такового, но и падения экономического, военного и культурного потенциала. Однако, похоже, выводы не сделаны и теперь, когда общество в полной мере убедилось в пагубности проведенных в образовании реформ.

Но вернемся к исследованиям РАНХиГС.

Статья «Избыточная летняя смертность детей и подростков: эффект длинных школьных каникул?» начинается с констатации известного факта, что смертность российского населения имеет ярко выраженную сезонность. Причём, смертность населения РФ в целом увеличивается в зимний период. Специалисты объясняют этот факт ростом зимних респираторных заболеваний. Также существенный вклад в количество смертей вносит, вероятно, празднование Нового года (причем, в течение двух зимних недель в России празднуют четыре праздника – католическое и протестантское Рождество, собственно Новый год, православное Рождество и Новый год по старому стилю) с употреблением взрослыми горячительных напитков, подвижных и не всегда безопасных игр, перемещением по зимним дорогам и т.п. Авторы отмечают, что увеличение смертности населения во время праздников и выходных дней характерно для всех стран мира. При этом «… в России … уровень зимней смертности населения… заметно ниже, чем во многих европейских странах (McKeeetal. 1998; Концевая и др. 2014)»

Однако для некоторых возрастных групп это общее для населения РФ правило в целом не выполняется. Так, как следует из данных, приведенных в обсуждаемой статье, смертность подростков в возрасте от 5 до 14 лет возрастает в летние месяцы с максимумом в июле на 30-40% по сравнению со среднегодовым значением. Сами авторы ссылаются на то, что «… это может быть одним из последствий детской безнадзорности в условиях длинных школьных каникул, от которой мальчики, часто более активные и более подверженные рискованному поведению (Weden, Zabin 2005; Chun, Mobley 2010; Knyazevetal. 2004; Борискин и др. 2018), могут страдать сильнее».

И далее авторы статьи на основе анализа известных баз данных, например, STMF (Human Mortality Database 2022), пытаются проверить собственную гипотезу о влиянии длительности школьных каникул на смертность в России школьников возраста 5-9, 10-14 и 15-19 лет. Действительно, в обсуждаемой статье приведены графики, подтверждающие летнее увеличение смертности в РФ с максимумом в июле для возрастных групп 0-4 лет, 5-9 лет, 10-14 лет, 15-19 лет, 20-24 лет, 25-29 лет, 30-34 лет, 35-39 лет и 40-45 лет. При этом приведенные графики для всех возрастных групп от 0 до 45 лет качественно подобны и имеют максимум смертности в июле; кроме того фиксируется некоторый локальный максимум в январе для возрастных групп 0-4, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39 и 40-45 лет. Казалось бы, авторам следует поставить на этом точку и заявить, что длительность школьных каникул никак не влияет на летнее увеличение смертности подростков, так как россияне возрастом от 20 до 45 лет не являются школьниками и не имеют школьных каникул. Но нет, на страницах статьи авторы продолжают упражняться в статистическом анализе, используя специальную терминологию, такую как «декомпозиция временного ряда», «авторегрессионная интегрированная модель скользящего среднего», «тренд-циклическая компонента» и т.д., которая с высокой вероятностью отвлечет на себя внимание специалистов в области образования, к которым они намерены апеллировать, не дав им разглядеть в предложенной работе очередного «голого короля» школьных реформ.

В качестве квинтэссенции всей этой бурной деятельности в статье представлен график зависимости между длиной летних каникул и летним коэффициентом сезонности [смертности] для населения в возрасте 0-14 лет.

Задача, поставленная в статье, - изучить «влияние длительности школьных каникул на размах внутригодовых колебаний [смертности]». Как известно из школьного курса математики, если необходимо построить график возможной зависимости B от A (в нашем случае А – длительность каникул, а В – размах внутригодовых колебаний [смертности]), то значение A должно являться аргументом и откладываться по оси абсцисс (горизонтальная ось), а возможно зависимые от него значения B – по оси ординат (по вертикальной оси). В исследовании, проведенном в РАНХиГС, аргумент расположен на оси ординат, что делает график плохо читаемым и визуально искажает картину действительности. Поэтому приведенный в статье график (Рисунок 2) надо повернуть так, чтобы длительность школьных каникул лежала на оси абсцисс. Привожу здесь взятый из обсуждаемой статьи Рисунок 2 и исправленный мной вариант - Рисунок 2а.

Для обоих рисунков «значения для стран с детерминированной летней сезонностью выделены красным, зимней сезонностью – синим, отсутствием сезонности – серым (более темный оттенок соответствует значениям для нескольких наблюдений)».AUT – Австрия, BGR – Болгария, CAN – Канада, CHL – Чили, CZE – Чехия, DEU – Германия, DNK – Дания, FRA – Франция, ESP – Испания, EST – Эстония, HRV – Хорватия, LTU – Литва, NOR –Норвегия, POL – Польша, PRT – Португалия, RUS – Россия, SWE – Швеция, TWN – Тайвань, USA – США. Взято из обсуждаемой статьи.


На рисунке 2а видно, что НИКАКОЙ ЗАВИСИМОСТИ КОЭФФИЦИЭНТА СЕЗОННОСТИ [СМЕРТНОСТИ]ОТ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНЫХ КАНИКУЛ НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Так, например, при длительности летних каникул 9 недель в Австрии летняя смертность там - ниже среднегодовой (синяя точка); в Канаде, Чехии и на Тайване при той же длительности летних каникул (9 недель) летняя смертность выше среднегодовой (красные точки), а в нескольких неуказанных странах она не зависит от сезона (серые точки). Более того, авторы без расшифровки вводят понятие «более длинных каникул», которое в равной степени применяют как к России с ее 14 неделями каникул, так и к Тайваню, Канаде и Чехии с 9 неделями каникул и Франции с 8 неделями каникул. Таким образом, линия тренда, обозначенная желтым цветом, проведена абсолютно произвольно, поскольку сам тренд отсутствует. Об этом же говорят данные таблиц, представленных в статье. Приведенные графики на Рисунках 2 и 2а всего лишь показывают, что есть большое число стран, где нет сезонной зависимости детской смертности (серые точки). Но есть страны, где летняя смертность - ниже среднегодовой, к ним относятся Австрия, Норвегия, Испания, Португалия, и есть страны, где летняя смертность выше среднегодовой (Россия, Польша, Литва, Чили, США, Тайвань, Канада, Чехия и Франция). Причины этого у каждой страны, вероятно, могут быть своими собственными - именно в них и надо было бы разбираться авторам статьи. Возможно, специалистам по статистике удобно менять местами оси абсцисс и ординат для решения своих профессиональных задач, однако выводы, сделанные на основе графиков, в любом случае должны соответствовать представленным на них данным.

О «жонглировании» цифрами в статье говорит и тот факт, что возрастная градация, применяемая в ней, иногда ничем не мотивирована, а иногда заимствована авторами у других государств, характеризующихся иными сроками обучения на различных ступенях в начальной, основной и средней школе, иным возрастом учащихся на каждой ступени и иным возрастом наступления совершеннолетия. Пример - учтенные в статье возрастные группы 0-14, 5-9 и 15 – 19 лет, внутри которых присутствуют 0 - 5- и 18 - 19- летние граждане, однозначно не являющиеся школьниками в России, а также 15 – 17 летние граждане, не обязательно являющиеся школьниками в РФ, так как определенное число школьников после 9 класса поступают на учебу в средние специальные и средние профессионально-технические учебные заведения (возраст 16-17 лет) с другой продолжительностью летних каникул, а в 15 лет при выполнении определенных процедур подросток может уйти из школы и начать работать. Таким образом, приведенные в статье данные, фиксирующие, что «около 50% смертей в возрасте 15-19 лет в 2019 г. приходилось на транспортные происшествия, самоубийства и повреждения с неопределенными намерениями» не даёт представления о том, какой вклад в эти цифры вносят именно школьники, что делает бессмысленной попытку установления связи между смертностью для этой возрастной категории и школьными каникулами.

Еще раз подчеркнем, что приведённые в статье «Избыточная летняя смертность детей и подростков: эффект длинных школьных каникул?» данные показывают абсолютное отсутствие влияния длительности летних каникул на сезонную смертность школьников. Ещё раз - ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ такого влияния!

Здесь следует особо отметить, что основной вывод обсуждаемой статьи о якобы существующей зависимости повышенной летней сезонности смертности от длинных летних каникул для младших возрастов в России далеко не безобиден. Теперь сторонники сокращения длительности летних каникул будут ссылаться на эту статью как на «научно подтверждённый» факт. На самом деле, чтобы создать видимость декларируемой зависимости, авторы применили ряд манипуляций с цифрами и графиками - в надежде, что никто разбираться и вникать в них не будет или не сможет. Статья производит впечатление заказной, призванной положить якобы научное основание под очередное разрушительное для системы образования в РФ чиновничье решение.

При этом хотелось бы отметить, что государству и обществу действительно необходимо объективно разобраться, в чём причина повышенной общей и летней смертности как для населения России в целом, так и для детей и подростков, чтобы свести ее к возможному минимуму. Это нужно сделать не только из гуманистических и экономических соображений, но и в силу элементарной необходимости удержания существующих государственных границ.

Сторонники сокращения школьных коникул обычно ссылаются на безнадзорность детей в летнее время, на фоне которой повышается смертность. Думаю, что безнадзорность действительно является условием повышенной смертности детей, но бороться с ней нужно независимо от времени года и расписания каникул. В нашей стране есть бесценный опыт преодоления не только безнадзорности, но и беспризорности, отработанный в т.ч. и в самые драматические периоды нашей истории. Достаточно вспомнить опыт А.С. Макаренко, чья педагогическая система превратила беспризорных детей, лишившихся родителей и зачастую уже попавших в криминальную среду, в полноценных членов общества, включая его выдающихся представителей. Идеи А.С. Макаренко и, в частности, его концепция общего дела были применены и к детям из благополучных семей. СССР делал очень многое для вовлечения подрастающего поколения во внешкольные виды деятельности в течение учебного года и для его участия в различного вида летних лагерях труда и отдыха.

Что касается истории длинных летних каникул в России, то ей без малого 100 лет, поскольку 3 сентября 1935года постановлением Совнаркома и ЦК ВКП(б)было введено единое начало учебных занятий во всех школах СССР с 1 сентября, а окончание дифференцировано: в первых трёх классах— 1 июня, в 4—7 классах— 10 июня и 8—10 классах— 20 июня.

Уже весной с конца апреля до конца мая школы старались проводить как можно больше уроков на свежем воздухе, оставаясь в классах только для изучения предметов, где такой подход невозможен. Для уроков физкультуры, труда, чтения, изобразительного искусства, музыки, биологии, географии и др., проводимых на улице, были разработаны специальные учебные планы. Продление учебного года до середины или двадцатых чисел июня было связано, если не с экзаменами, то с практикой общественно- полезного труда школьников на свежем воздухе – в т.ч. с целью благоустройства и озеленения населенных пунктов, где располагались соответствующие школы. Это помимо оздоровительного имело и серьезный воспитательный эффект : школьники не рвали цветы с клумб, посаженных своими руками, не вытаптывали созданные ими газоны, не ломали поливаемые ими летом деревья и кусты, они учились вкладывать свой труд в то место, где они живут, создавать его красоту, не требуя, чтобы кто-то другой сделал это за них.

Каждое крупное предприятие в 60--80 годы XX века содержало пионерский лагерь для летнего отдыха детей своих сотрудников. А ещё существовали спортивные, военно – патриотические, трудовые, школьные, геологические, исторические, фольклорные и др. летние лагеря и сборы, охватывающие практически весь контингент учащихся школ с 1 по 9 класс (школа была 10-летнней) и воспитанников старшей группы детского сада. Там их гармонично развивали и укрепляли физически - под постоянным надзором ответственных за это взрослых, строивших свою работу на по-настоящему научной основе.

Чтобы и в наше время дети летом не были безнадзорными, а родители имели возможность полноценно работать, нужны государственные программы по организации летнего отдыха детей за государственный счет, а для этого, по большому счету, нужны государственные или общественные предприятия. Капиталист имеет цель заработать прибыль и уменьшить свои издержки. Пока крупнейшие предприятия РФ в частных руках, у нас не будет необходимой стране экономики, а у детей не будет ни здоровья, ни крепких знаний. Здоровье детей - это будущее нашей страны, от него зависит качество учебы и уровень развития экономики. Немного смешной, но верный по сути советский лозунг, обращенный к молодому поколению (а также опосредованно к тем, кто должен планировать и обеспечивать его будущее) гласил: «Сегодня вы – дети, а завтра – советский народ». Государство снова должно взять на себя заботу о качестве будущего российского народа, которое не должно зависеть от финансовых возможностей конкретных семей. Огромная сеть пионерских лагерей времен СССР, построенных на народные деньги, с приходом 90-х годов XX века были приватизированы и превращены в пансионаты и отели, сделавшие их владельцев обеспеченными людьми – за счет ухудшения здоровья школьников и повышения коэффициентов сезонной летней смертности. Государство должно с этим разобраться, как именно – решать ему, но школьные каникулы снова должны стать временем отдыха и интеллектуального развития подрастающего поколения России. Это задача государственной важности, т.к. она без преувеличения связана с нашим общенациональным выживанием. Нужно также вернуть практику тотального летнего оздоровления детей, проживающих в холодных регионах с долгой зимой и особенно полярной ночью, на основе государственных программ, реализуемых в южных регионах страны.

На самом деле исторические корни длинного летнего отдыха исключительно глубоки, они связаны с сезонными ритмами традиционной жизни русского суперэтноса, которым, вероятно, тысячелетия. Как говорил Наполеон Бонапарт, география – это судьба. География России определяет наличие значительного количества территорий с суровым климатом. Что говорить о более холодных регионах, если сейчас в Москве зима со снегом начинается в середине или даже конце первой недели ноября и заканчивается лишь к концу первой недели апреля. Кроме этого, есть еще холодная осень с проливными дождями и ранняя весна, когда растаявший снег вечерами опять превращается в ледяную корку.

Издревле русские, живя в суровом климате, научились за короткое лето, работая под открытым небом весь световой день, вырастить и собрать урожай, необходимый для пропитания в течение всего года, построить дома и хозяйственные постройки, нужные им для жизни, в чем принимали участие и дети, в 7 лет вливавшиеся в жизнь общины. Поэтому чуть ли не главным праздником наших предков была древняя Масленица, чья кульминация приходилась на день весеннего равноденствия, служивший датой начала и новолетия, и сельскохозяйственных работ. Осень после сбора урожая и дня осеннего равноденствия, когда лето заканчивалось, и особенно зима были временем домашнего рукоделия, починки домашней утвари, разучивания песен и легенд, а также обучения. Таким образом, хозяйственная жизнь наших предков была связана с проведением большого количества часов на воздухе в теплое и светлое время года, что давало им возможность получить достаточно солнечного света для того, чтобы пережить не только холодную, но и темную зиму, оставаясь здоровыми.

Что касается ритмов учебы, то в нашей традиции с древнейших времен существуют праздники 3-х Спасов – Медового, Яблочного и Льняного, изначально связанные с посвящением детей в ученики. Последний спас – Льняной, отмечаемый 29 августа, разделял мальчиков и девочек на группы обучения специфическим навыкам непосредственно перед началом учебы - уже в сентябре. Если смотреть в историю, то мы видим, что в вопросе каникул еще во времена СССР мы не слишком отдалились от вековых ритмов жизни наших предков, когда государство нашло умные формы, в которые облекло не только саму традицию, но и, главное, вложенный в нее глубокий смысл. Важно подчеркнуть, что большинство стран, с которыми обычно сравнивают Россию с точки зрения длительности каникул и чей опыт предлагают копировать, обладают гораздо более теплым климатом с гораздо большим количеством солнечных дней в году.

Климатические, сезонные ритмы года в полной мере сформировали наш национальный характер, склонный с одной стороны к длительному созерцанию и кажущейся пассивности, а с другой стороны – к быстрой и четкой мобилизации. Именно они ответственны за то, что, согласно пословице, «русские долго запрягают, да быстро ездят», и именно поэтому в русской сказке Иван-дурак (от древне-индоевропейского dur – сила, крепость) долго лежит на печи, а потом показывает чудеса смекалки и выносливости. Этот ритм у нас в крови, в генах, в особой организации психики. У нас есть время на обдумывание жизни, принятие решений, которые реализуются, когда наступает момент активных действий. Мы двойственны в своем психотипе, что так сильно удивляет и столетиями сбивает с толку наших врагов и оппонентов, заставляя их обманываться в своих надеждах на наше поражение. Отработанные веками ритмы жизни, включающие весеннее - летний период с физическими нагрузками на свежем воздухе, нужно сохранять, а не разрушать, если мы хотим быть конкурентоспособными в современном мире.

Благодаря опоре на традиционные циклы жизни и национальный характер СССР смог создать выдающуюся, совершенно уникальную систему образования, чьи внутренние ритмы физически и ментально непосильны для большинства других наций и культур. Автор этих строк имеет опыт изучения некоторых других национальных систем образования (в части общего среднего) в наиболее развитых странах Запада и на практике убедилась в превосходстве отечественной системы. Советская экономика, наука, техника и культура стали возможными именно благодаря ей, сделавшей нашу страну самой читающей в мире – со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Попросту говоря, нам нечего заимствовать в наше образование у Запада: все самое лучшее для нашей национальной системы образования разработано внутри нашей страны в разные исторические периоды. Все это нужно вспомнить и вернуть в практику с аккуратными поправками на современные реалии. Любые решения внутри системы образования на самом деле являются стратегическими и должны приниматься только с позиций государственной безопасности.

Дата публикации: 17.03.2023