ОСТАВАЙТЕСЬ НА СВЯЗИ

НАВИГАЦИЯ


Последние публикации

Время жестко действовать
Реальная картина происходящего на Украине
Скандальный ЕГЭ 2022 года по иностранному языку
Переход к новой экономической модели городской логистики
Причины и следствие спецоперации России!
"Центр принятия мировых решений теперь в Москве!"
Поздравление с ДР Сергея Герасимовича Митина
Африка выбрала свой независимый путь развития!
Официальное заявление о грядущих изменениях в государственном управлении
Чувство собственного достоинства как критически важная гражданская компетенция постсоветских наций
Африканские страны должны развиваться, как единое целое!
Якимович Юрий. Ответы на самые актуальные и часто задаваемые вопросы.
Народная дипломатия - инструмент, который помогает выйти из кризиса отношений
Новая социальная революция

Динамика развития рынка российской микроэлектроники

Мариков Евгений Сергеевич
Исполнительный директор ООО "АЙТИЭНТИ"
www.itint.ru

Редакция МОЭКС: Евгений Сергеевич, в свете известных событий за последние 2 месяца произошло много тектонических сдвигов как в нашей стране, так и во всем мире. Какие изменения произошли в сфере ИТ-импортозамещения? Могли бы Вы прокомментировать динамику происходящего с позиции одного из представителей бизнеса? Какие есть продвижения и с какими проблемами мы сталкиваемся с вашей точки зрения?

 Е. Мариков: Благодарю за актуальный вопрос. Думаю, что сегодня у всех есть потребность в том, чтобы регулярно сверять часы по разным направлениям, и я коротко расскажу о ситуации, которую наблюдает наша компания АЙТИЭНТИ в российском ИТ. Если говорить о видимых продвижениях, то отмечу, что спрос на ИТ-продукцию российского производства заметно вырос. Наша компания стала получать значительно больше запросов на российскую электронную продукцию в сравнении со всеми периодами ранее. При этом создается ощущение своеобразного бурления большого количества вопросов, намерений и информационного потребления по российским ИТ-товарам. Т.е. включилась активная фаза изучения вопроса ИТ-импортозамещения заказчиками. Мне лично было бы приятней наблюдать такой этап развития рынка как минимум годом раньше, понимая, что от сегодняшнего дня до выстраивания полноценной работы по российской микроэлектронике нужно предпринять еще много практических шагов, и в сознании участников рынка должны произойти необходимые преобразования. Проблематика ситуации в том, что многие участники бизнес-процесса еще не воспринимают такой термин как «рынок российской микроэлектроники». Я хочу сказать, что сейчас он ощущается как достаточно разрозненная не всем понятная субстанция. Наша компания со дня основания понимала, что будут определенные фазы развития, и вызвалась быть проводником для ряда российских производителей. И я вам скажу, что по сей день мы всё еще разводим руками как же это работает...

 Ведь что происходит на развитом рынке — покупатель ведет диалог с продавцом, а продавец представляет в этом диалоге производителя. Три грани у этой фигуры. Уберите грань, и получится однобокое схлопывание фигуры. Работа с клиентом всегда занимает много времени, сил и требует профессиональных навыков продавцов и консультантов. А когда производитель берет на себя этот пласт работы или передает его дилерам, неотрегулировав свою политику, он, во-первых, отнимает свое эффективное время и ресурс от основной работы, во-вторых, лишает себя возможности масштабировать сбыт выпускаемой продукции с помощью партнеров. К сожалению, нехватка твердой дилерской политики у ряда производителей и неопределенность взаимоотношений с партнерами всё еще ощущается. Наверное, это нормально для этой фазы в силу различных причин в каждом конкретном случае, но нужно перестраиваться.
Посмотрите на иностранные бренды, которые «гордо» ушли — их успех у нас во многом и был связан с разделением функционала. Они, приходя на российский рынок, сразу открывали представительства и выстраивали дилерские/дистрибуторские сети сбыта, устраивали своего рода интеграционные технико-экономические спецоперации. Эта бизнес-модель заточена на масштабируемость и захват рынка. И, как мне кажется, ее рынку российской микроэлектроники сейчас не хватает. Я не являюсь поборником иностранных лекал и считаю, что русский ум способен решать самые сложные задачи по-своему, но в объективных ситуациях успешный иностранный опыт перенимать всё же необходимо, чтобы экономить своё время и в последствии улучшать данный опыт.

Редакция МОЭКС: А как вы считаете: что поможет ускорить переход к следующей фазе? У вас есть собственные предложения?

Е. Мариков: Отвечая на эти вопросы, сначала хочу отметить, что далеко не у всех российских производителей микроэлектроники есть бюджеты для представления своих разработок и проектов на отраслевых выставках или других маркетинговых площадках. В сравнении с разработчиками ПО у «железячников» костов намного больше. И часто вопросы собственного выживания перекрывают мысли о создании склада и дилерской политике. С 2019 года я с таким регулярно встречаюсь. Объективно, до 2022 года российских аппаратчиков практически не поддерживал ни коммерческий сектор, ни гос. заказчик, лишь пестрили лозунги об импортозамещении. Мы это наблюдали на практике. Поддержка исчислялась, скорее, частными случаями и не имела массового характера, системности в действиях. Что с этим делать сегодня? Как помочь «железячникам» войти в рынок максимально быстро и перейти в фазу, когда они смогут активно расти и укреплять понимание термина «рынок российской микроэлектроники»?

 Со своей стороны поделюсь парой идей, которые на мой взгляд можно было бы начать практиковать для выправления ситуации:

   1. Я бы предложил рассмотреть следующую форму взаимодействия государства, разработчиков, продавцов и рынка: Разработчику размещается госзаказ на электронные устройства, которые могут применяться в том числе и в коммерческом секторе. Государство размещает такой заказ с существенным запасом, по условиям контракта формируя складской остаток за счет государства на стороне разработчика и его дилерской/дистрибьюторской сети. В этом случае производитель имеет возможность подумать о своем развитии и дилерской политике, а не о выживании. Партнерская сеть будет иметь продукт для продвижения на рынок, а рынок будет имеет наличие товара на складе. При этом Государственные деньги захеджированы самим же Государством. В случае если склад распродан, добавленная стоимость остается у производителя и партнерской сети, а вложенные в склад деньги возвращаются Государству. Если товар не распродан, Государство как минимум будет иметь хороший ЗИП по данной продукции или будет иметь возможность быстро увеличить потребление данных изделий при такой необходимости. Это будет серьезный драйвер развития внутреннего рынка на мой взгляд.

   2. Государство вполне может организовывать большие отраслевые выставки по ИТ-импортозамещению и раздавать места российским разработчикам бесплатно, чтобы они могли себя представлять, показывать разработки и налаживать диалог с партнерами и заказчиками. С плеча Государственной воли это же вопрос только организации и предоставления площадей. Простейшие застройки и перегородки, освещение в федеральных СМИ — больше-то и не надо. Сделать такую практику регулярной. Я думаю, что в стратегическом значении для Государства это малозатратные, но очень нужные для развития рынка действия. Площадей нужно давать много, давать возможность выйти на выставку максимально большому количеству российских разработчиков. Опять же за деньги на такие мероприятия давайте пускать иностранцев. Думаю, что такая инициатива стала бы хорошим импульсом.

Редакция МОЭКС: Большое спасибо за содержательную беседу и профессиональное мнение. Как вы правильно заметили, сейчас важно сверять часы, говорить о текущих проблемах и искать решения. До новых встреч!

Дата публикации: 14.05.2022, 08:43