НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ В 2021 ГОДУ
С начала 2020 года мир вступил в новую, как тогда казалось, сугубо неблагополучную пандемическую эпоху, в которой процессы глобализации были временно приостановлены из-за всевозможных карантинных ограничений и любого трансграничного взаимодействия, в том числе и мировой торговли. Было нарушено нормальное функционирование цепочек поставок в производстве. Блокировки коснулись обширных площадей самых разных бизнесов, которые не могли быть переведены в онлайн-режим работы. В США и Западной Европе сотни миллионов людей, лишенных возможности работать, получили компенсацию деньгами за счет массовой эмиссии доллара США и евро. Все это не могло не усугубить глобальный экономический кризис, который тлел с кризисных 2008-2009 годов, но в условиях пандемии 2020-2021 годов он превратился в бурно разгорающийся пожар. Который стал охватывать всю капиталистическую миросистему, финансы и экономика которой тесно связаны с функционированием мировых денег - доллара США. Который одновременно - национальная валюта США и мировая резервная валюта.
Кризис в США, долг которых увеличился с 20 триллионов в 2017 году до 30 триллионов долларов в феврале 2022 года, что сейчас составляет более 100 % всего американского ВВП, не мог не привести к кризису в других странах мира. . Результатом этого стали новые процессы в мире, из которых выделим всего два - переход от глобализации к регионализации и обострение конкуренции за экономическое выживание в условиях системного кризиса во всем мире. В том числе конкуренции между странами, которые еще несколько лет назад были близкими союзниками в экономической и военно-политической сферах. Это касается не только острого обострения борьбы между многолетними экономическими партнерами — США и Китаем, но и пока еще не публичной конкурентной экономической борьбы между США и странами ЕС. При том, что последние в совокупности равны по объему ВВП с Китаем. Однако в данной статье мы ограничимся новыми тенденциями в политике стран ЕС в 2021 году и той ролью, которую США играют в этой политике различных стран ЕС.
1. США, судя по всему, сегодня озабочены главным образом экономическими и геополитическими отношениями со своим главным соперником — Китаем. Россия здесь является могущественным военным противником, но жалким экономическим конкурентом для США. Если, конечно, его изолировать от Западной Европы. Что же касается Евросоюза, то в реальном выражении он становится скорее экономическим конкурентом, чем союзником США. Хотя на публике США продолжают претендовать на роль одиночного гаранта европейской безопасности (разумеется, от «агрессивной России») и надежного мощного партнера в Североатлантическом альянсе. Последний, несмотря на то, что время от времени он играет своими американскими мускулами, постепенно теряет свое военное измерение, но при этом сохраняет свою главную цель НАТО в Европе — «держать Америку внутри, Россию — снаружи, а Германию — внизу». С момента возникновения этой знаменитой доктрины прошло более 70 лет, но она сохранилась в неизменном виде и она работает. Россию по-прежнему не пускают в Европу, американские войска и политическое влияние по-прежнему сохраняются в Европе, а Германия по-прежнему находится под строгим контролем.
2. Тем временем Китай приобретает стратегические точки опоры в Европе. В основном пока косвенно. Но мы предполагаем, что в ближайшем будущем Китай будет более влиятельным в Европе. «С небольшой помощью китайского друга» — то есть — канцлера Германии Олафа Шольца. Который, будучи мэром (бургомистром) этого города, не так давно объявлял город Гамбург «первой китайской столицей в Европе». Он знал, что говорил, так как несколько лет был главой городской администрации (2011-2018 гг. Бургомистр Гамбурга имеет статус, равный премьер-министру Федеральной Земли в Германии). Во время всеобщих выборов 2021 года в Германии как-то удалось промолчать о его глубоких и давних отношениях с китайским бизнесом. Хотя в недавнем прошлом он действовал так совершенно открыто, полностью в своем официальном качестве, а не «тайно или коррупционно». Действительно, как говорится в поговорке мафии: «Ничего личного. Это только Бизнес». Главная интрига состоит в том, как герр Шольц будет налаживать хорошие экономические отношения с Китаем, имея «Партию зеленых» в качестве партнера коалиционного правительства. Когда становится все более и более очевидным, что «немецкие зеленые» являются проектом Демократической партии США. У последней также были хорошие партнеры в правящих элитах Китая (Коммунистический союз молодежи Китая) до того, как председатель Си пришел к власти в 2013 году в качестве представителя «ястребиной националистической фракции Армии» в Коммунистической партии Китая. Таким образом, узы прочной китайско-американской дружбы порвались, и связать их снова почти невозможно. Однако и китайцы, и американцы обладают редкой способностью вести очень длительные политические игры. Поэтому ничего нельзя сказать наверняка о будущем в их отношениях.
3. Евросоюз постепенно утрачивает свой прежний монолитный характер. Линии раскола тут весьма разные в разных сферах – в экономике это Север и Юг Западной Европы, а в политике это «Старая Европа» и восточноевропейские вассалы США. Великобритания ведет здесь собственную игру. Она действует как от себя, так и от имени США, и пытается навязать Европе «атлантическую» агрессивную антироссийскую геополитику, идущую вразрез с экономическими интересами континентального Парижа и Берлина. Особенно это касается военной поддержки Великобританией Украины и Польши (естественно, в обоих случаях направленной против России).
4. Великобритания, которая вышла из Евросоюза, теми не менее явно набирает политическую силу в Европе и за ее пределами. Она использует временную анархию в Германии после «неопределенных» результатов выборов 2021 года и слабость нынешнего предвыборного руководства Франции 2022 года. Разумеется, это делается Великобританией не в ущерб интересам США. Последние только что отдали Великобритании несколько стран «на условиях аутсорсинга». Украина — недавний пример такой смены американского «управления мировыми делами». В Украине Великобритания сотрудничает с Турцией. Сначала это сотрудничество было менее заметным, так как оно было на уровне секретных служб, но в 2021 году стало очевидным укрепление связей между Великобританией и Турцией. Также стало очевидным, что обе страны пытаются создать свои зоны влияния частично на территориях, находящихся под контролем бывших Британской и Османской империй. В долгосрочной перспективе это может вызвать конфликты между этими двумя акторами, но сегодня это «брак по расчету», и за последние 200 лет такие союзы между Турцией и Великобританией происходили много раз, и обе страны извлекали выгоду из этих временных союзов. Кроме того, никто не знает, что ждет новый англо-турецкий союз даже в ближайшем будущем, поскольку ресурсы обеих стран несравненно меньше, чем у бывших Османской и Британской империй.
5. Польша, будучи «троянским конем» США в Евросоюзе, в 2021 г. начала более активно пытаться разорвать ось Париж-Берлин, присоединившись к новому союзу англосаксов. Варшава также пытается втянуть в паутину англосаксов другие страны Центральной и Восточной Европы. Продвижение Польшей американских и британских интересов, явно не совпадающих с интересами ЕС в целом, – такая польская политика действительно ослабляет ЕС. Польша делает это также и со своей целью – создать зону польского влияния среди небольших стран Центральной Европы и ослабленной Украине. Хотя, если финансовые пожертвования из ЕС (то есть из Германии) перестанут поступать в польскую экономику, то эти мини-геополитические цели Польши обречены на провал, потому что сегодня у Америки больше нет денег, чтобы тратить их на своих постсоциалистических сателлитов в Восточной Европе. . Может быть нет «лишних денег» и для своих вассалов в Западной Европе. Перед Америкой стоит сегодня задача концентрации ресурсов на наиболее важных направлениях за пределами Европы.
5. Россия пытается сдержать экспансию НАТО на постсоветское пространство. Хотя и делает это с ограниченным успехом. С одной стороны, ни одно постсоветское государство не стало членом НАТО после стран Балтии, а с другой - постоянно растет американское военное присутствие в Украине. В настоящее время в виде «американо-украинских военных учебных центров». Пока так, но с конечной целью разместить там полноценные военные базы США. Никакого «консенсуса стран НАТО» для такого «альянса» не требуется, поскольку предполагается, что это чисто двустороннее дело между Украиной и США. Россия рассматривает такой сценарий как абсолютный риск в сфере национальной безопасности и готова к рискованным «силовым шагам» для устранения надвигающихся подобных абсолютных рисков безопасности.
6. Принимая во внимание, что Москва в ноябре-декабре 2021 г. четко указала США, что такой сценарий является абсолютным риском для безопасности России, такая политика США делает ситуацию на Украине очень опасной в ближайшем будущем и может потребовать принятия «окончательного решения» по украинская государственности. Потому что Россия не может позволить себе иметь под боком «восточноевропейский Пакистан» (Пакистан как экзистенциальный враг Индии с 1947 года) с украинско-российской границей всего в нескольких часах езды на машине от Москвы. Это «окончательное решение» может быть неожиданно реализовано намного раньше, чем мы того ожидаем.
7. С другой стороны, так называемый «Проект Евразийского союза» с августа 2020 года набирает силу благодаря более тесным связям между Москвой и Минском. Возможно, (лично я считаю это крайне маловероятным развитием событий) Украине и Грузии, в конечном итоге, придется принять статус нейтралитета. Ранее, в 60-х и 70-х годах ХХ века, такой нейтральный статус-кво назывался «финляндизацией». Если да - Иншаллах! ( Да будет на то Воля Аллаха! Хинд.)
8. Как мы упоминали выше, наряду с Великобританией и Польшей, Турция также начинает свою рискованную геополитическую игру. Порой такая игра турок выглядит как антизападная, но надо понимать, что это чисто «протурецкая и просултанская эрдогановская» политика. У султана Эрдогана большие экономические проблемы дома (более 40% инфляции в год — это лишь один из многих других показателей), а скоро президентские выборы. ПОЭТОМУ ОН ДОЛЖЕН ВЫИГРАТЬ, по крайней мере, за пределами своей страны. И такая внешняя политика проводится при молчаливой поддержке Великобритании в тех сферах, где она не противоречит американским интересам. Давно известно, что «у Великобритании нет вечных друзей, но у нее есть вечные национальные интересы» 😊 В таких политических условиях Турция, как будто больше ссорится с Западом (с США и ЕС. Но НЕ с Великобритания) и меньше конфликтует с Москвой. Но надо понимать, что для Турции это «брак по расчету» и с Москвой также. Согласно мусульманским религиозным традициям, четыре жены – это норма. Хотя это же есть грех в русской культурной традиции. Но следует также помнить, что ИНОГДА такие браки более прочны и взаимовыгодны, чем «браки по любви». ( Как и любовь к «коммунизму» или любовь к «демократии западного типа») 😊Что касается личного мнения автора – нехорошо жить в «браке по расчету» с женой, которая всегда способна отравить мужа. Лучше пусть такая будет просто соседкой...
9. Попытка Германии (усилиями фрау Меркель) консолидировать Евросоюз сначала на идеях «Либеральных ценностей», а позже на «Зеленой экономике» (весьма вероятно, навязываемой США через их доверенных лиц —ныне «Партию зеленых») - они потерпели неудачу. Пандемия не объединила Европу. Скорее, проблемы пандемии еще больше разделили Европу. Здесь также следует иметь в виду, что фрау Меркель вынуждали «любить зеленых». Потому что была негласная, но мощная поддержка США продвигать «Зеленую повестку дня» и «зеленых» во власть Германии с целью разрушить немецкую экономику — самую мощную экономику в ЕС — и, следовательно, разрушить ЕС. В ЕС все знают: «Если нет экономически мощной Германии – то нет и ЕС как такового». Здесь мы возвращаемся к пункту 1 в этой статье. Круг замкнулся….
Однако здесь следует отметить еще одну новую тенденцию.
10. Польская «антииммигрантская стена» на польско-белорусской границе и подразделения польской армии и полиции, готовые применить грубую силу против попыток иммигрантов (в основном молодых иракских курдов мужского пола, призывного возраста и боеспособных) пройти через Польшу в Германию в 2021 г., -она изменил «моральный характер» европейской политики. ЕС политически становится не более «зеленой», а все более «правой». Иногда – «крайне правой». Недавнее противостояние на польско-белорусской границе привело не только к росту популярности нынешней «центристско-правой» правящей коалиции в Польше, но и к быстрому возвышению бывшего «крайне правого фланга » в польской политике- год назад бывшая вполне маргинальной крайне правая польская партия быстро подняла свой рейтинг до более чем 10% от всего польского электората.
Что интересно, эти крайние польские националисты разделяют вполне позитивное отношение «правой» партии «Альтернатива для Германии» к… России. И в этом явлении нет ничего необычного, потому что «консервативная» Россия ИДЕОЛОГИЧЕСКИ ближе к европейским «правым», чем «либеральные, гендерно-толерантные и иммигрантолюбивые» европейские «зеленые»... И другие «гендерно толерантные» соотечественники тоже. 😊 Такое изменение отношения «правых» к России было немыслимо во времена лево-ориентированного СССР….
11. Короче говоря, Европейский Союз может стать главной жертвой этих деструктивных процессов, вызванных собственными европейскими ошибками в иммигрантской и зеленой повестках , а также самоповреждающей политикой, спровоцированной из-за океана ... Сегодня Европейскому Союзу действительно не хватает политиков. которые способны мыслить стратегически как минимум на 10 лет вперед. А китайцы мыслят десятилетиями на перспективу …
12. Сегодня мы живем во время отчаянной попытки слишком многих политиков недавнего прошлого спасти уходящий мировой порядок. Это напрасное усилие... Новые вызовы XXI века требуют совершенно новых подходов к решению новых глобальных проблем.
Опубликовано в ноябре 2021 г. в Facebook в аккаунте Serg Stroev