ОСТАВАЙТЕСЬ НА СВЯЗИ


Последние публикации

Вопросы поддержки малого агробизнеса обсудили на «Всероссийском дне поля»
В Ставропольском крае открылась выставка «Всероссийский день поля - 2024»
Повышенная тревога для правительства по обеспечению квалифицированной рабочей силы в строительной отрасли
Господин Посол Алемайеху Тегену возглавил глобальный центр управления MOEX-Африка
Глобальный центр управления МОЭКС
Поздравляю моего друга Юрия Якимовича и всю Российскую Федерацию с Днем Победы!
Поздравляю Ваше Превосходительство, уважаемый господин Президент Путин, и весь народ Российской Федерации с Днем Великой Победы!
МОЭКС поздравляет Сьерра-Леоне с Днём Независимости!
MOEX получил признание правительства Эфиопии, как международная организация.
Стратегическое развитие Шри-Ланки: взгляд изнутри и взгляд в будущее
Внутренняя и внешняя политика Сьерра-Леоне. Приоритеты Правительства государства.
Искажение информации в СМИ: почему Африке нужны новые МЕДИА?
МОЭКС: Медиатор устойчивого развития через международное сотрудничество
МОЭКС: международное влияние и глобальное партнерство

Несмотря на давление Запада, Африка в целом лояльна к России на международной арене

Сегодня публикуем очень содержательное интервью с ДАУ Тьеколо, Президентом диаспоры Мали в Российской Федерации К. Т. Н. ( Ph. D.), Старшим преподавателем в Национальном институте инженеров Мали ( A.B.T." ENI") для медиа-холдинга "МОЭКС-инфо". 

Несмотря на давление Запада, Африка в целом лояльна к России на международной арене.

Это подтверждается, например, результатами голосований в ООН: по украинским сюжетам большинство стран континента придерживаются нейтральной позиции. Никто в Африке не ввёл против России санкции. По многим вопросам позиции России и большинства стран Африки концептуально совпадают. Значительную роль здесь играет отсутствие у России колониального прошлого и вклад СССР в освобождение африканских стран от колониальной зависимости.

У африканских стран нет высокой степени зависимости от России (например, долговой), а у России нет желания и возможностей выстраивать в регионе систему доминирования – всё это выгодно отличает Москву от других центров силы, включая Китай, в глазах африканских стран.


1. Говоря о проблемах глобализации, многие эксперты лирично описывают конец света. Между тем, на Ваш взгляд, не является ли этот процесс - эволюционным и объективным?
Нужна ли объективно глобализация, или это – искусственно навязываемые ценности, которые несут сугубо отрицательный характер?

Ответ: Тут для начала хочу напомнить, что первопроходцем в исследовании проблематики и «творцом» термина «глобализация» прослыл американский ученый Т. Левитт после выхода в свет в 1983 г. его книги «Глобализация рынков».

С тех пор в научной и публицистической литературе, посвященной проблемам мирового хозяйства, термин «глобализация» подвергся массовому, хаотичному и нередко уродливому «тиражированию». Более того, можно сказать, что прилагательное «глобальный» склоняется на любой лад, употребляется по меркам «житейского ума» (в последнем случае авторы, применяя данный термин, не понимают того, что он означает «всемирный», в лучшем случае отождествляя его с понятиями «общий», «государственный», «народнохозяйственный» и т.п.).

На мой взгляд, в подходах к толкованию данной категории можно выделить два полюса, своего рода «перегиба». С одной стороны, к глобализации привязывают и сводят к ней (выводят из нее) практически любой мало-мальски значимый мирохозяйственный феномен, — как в позитивном, так и в негативном плане. Такого рода ее абсолютизация, — будь то в смысле восхваления («глобалистами») или огульного охаивания («антиглобалистами»), — широко распространенная как в российских, так и зарубежных публикациях, не представляется плодотворной.

С другой стороны, совершенно неправомерно, как это делает, например, В. Найшуль, рассматривать глобализацию как «не более чем политический ярлык», т.е., иными словами, своего рода политически мотивированный вымысел, не отражающий фундаментальные реалии и взаимосвязи в современном мире. В том же духе высказываются не только авторы статей в СМИ, но и солидные исследователи, как, например, видный американский обществовед и футуролог И. Валлерстайн: "В том, что сейчас называется "глобализацией", нет ничего нового... Текущий период глобализации — это просто дальнейшее углубление процессов, с самого начала свойственных капиталистической экономике".
Другими словами, западный мир ставит знак равенства между капитализмом и глобализмом.

А на самом деле, в общем, кратком виде ее следует определить как высшую стадию (ступень, форму) интернационализации хозяйственной жизни и ее сердцевины — научно-производственной интернационализации.

Многие пугаются этого термина, потому что в однополярном мире, из которого мы все благополучно выходим, начиная с 24 февраля, было однозначное доминирование транснационального капитала, особенно в банковской сфере. Своей всемирной сетью дочерних компаний за рубежом и «паутиной» трансграничных бизнес-операций ТНК обеспечивали глобальное «сцепление» различных сегментов мирового хозяйства.

Многие именно с трансконтинентальными корпорациями и соотносили процессы глобализации.
В однополярном мире глобализация проходила по-капиталистически, можно так сказать. Много лет происходила интенсификация процесса либерализации мировой торговли в рамках ВТО. Это то, как видели глобализацию наши западные оппоненты.
Долгие годы глобализация по западному сценарию определялась — новое качество интернационализации на стадии предельно возможного развития ее вширь, то сейчас глобализация в новом мире — наивысшая ступень развития ее вглубь.

И с этих позиций глобализация – объективный процесс. Глобализация — это не американизация, не европеизация, это — взаимный обмен между всеми культурами мира, снятие границ, исчезновение армии, враждебности, всеобщий мир и процветание. Глобализация может и должна быть со знаком плюс.

Меняется сама форма существования современного человечества, и, поскольку мы находимся в самом начале его перехода, говорить о характеристиках нового равновесного состояния, - да еще о культурных характеристиках, - слишком рано.
Нельзя исключить даже складывание коллективного сознания – с соответствующей дистрофией сознания индивидуального.

2. Когда-то Константин Леонтьев сказал, что чехи – это то оружие, которое славяне отбили у немцев и против них направили. Так вот, на наш взгляд, украинцы – это то оружие, которое у русского мира отбил Запад и против русского мира же и направляет. И вот теперь это все ломается.
Согласны ли Вы, что 30 лет, Европа, Америка вкладывали средства в Украину, как плацдарм и таран против России, как создание анти-России?

Ответ: Конечно, я с этим полностью согласен. Сегодня идет непросто освобождение Украины отлиберал-фашистского режима. Это этап глобального противостояния, накоторый Россия пошла осознанно. Запад не оставил России выбора. Нет, конечно, коллективный запад готовил иной план: накачать Украину оружием, что он успешно выполнял последние годы, полностью поменять сознание украинцев, настроить их против всего русского. И начать бить первыми по России руками украинцев. Но Россия полностью вышла из глобального сценария коллективного Шваба и начала осуществление своего плана.
И вот эта истерика западная, она в общем вполне понятна. Я думаю, что американцы дали порезвиться Евросоюзу, чтобы выкачать из Европы все, что нужно Америке. Есть, конечно, другая точка зрения. Она уже прозвучала у многих так называемых экспертов. Что есть некая договоренность между Россией и США – а все это разыгрывающийся спектакль. Я в эту точку зрения не верю. Я допускаю, что существовала некая договоренность, но я отчетливо вижу, что Россия, начав свою Великую битву, полностью вышла из всех невыгодных для нее договоренностей.
И я наблюдаю, что в Соединенных Штатах присутствует некая растерянность. При том, что они кричали много лет – вот сейчас Россия нападет.
А когда началась СВО, вот ту-то и оказалось, что все идет не по плану А, не по плану Б, а совершенно по какой-то другой схеме, по русской схеме.

Россия ведь нанесла удар и попрозападной части правящей элиты внутри страны— посути, агентуре НАТО. Ейперерезали коммуникации схозяевами. И прозападные элиты это сейчас окончательно понимают. У них истерика. Наконец-то до них стала доходить вся грандиозность русского плана. И впервые за многие годы, псевдоэлита поняла, что западные хозяева теперь не помощники.

И я думаю: в результате этого плана Россия становится Великой Державой. И это безусловно.

3. Уже всем ясно, что мы наблюдаем рождение нового многополярного мира. Как, по Вашему мнению, поменяется все в финансовом глобальном мире?

Ответ: Я думаю, что поменяется мир в целом, а финансово-экономический сегмент – это уже его элемент.
Уже сейчас очевидно, что запад, который умирал последние тридцать лет, распадется. Ему предстоит перерождение.

Ясно совершенно, что санкции сохранятся. И таким образом Россия в значительной степени выпадает из целого ряда финансово-экономических процессов. И это огромное благо для страны.

Кроме запада, в современном мире есть еще Китай, Индия, Иран, Африка.
Это подталкивает Россию к существенным изменениям модели экономического развития.
Собственно, если этого изменения не произойдет, то России просто в этом противостоянии не выстоять. Поэтому я убежден: противостояние с западом идет по двум линиям – по внешней и по внутренней. И если Россия не решит проблемы с внутренним западом - это часть правящего слоя, не то, что развития, страны не будет.
Вся эта богема, которая выходит с криками «Нет войне!», это всего лишь сегмент этой пятой колонны в правящем слое. Если эта проблема не решится, то не решится и все остальное. А решиться она может только на пути серьезных структурных реформ и изменения модели развития. Кланово-олигархический режим не сможет противостоять западу. Западу сможет противостоять только такой режим, где власть и народ едины, где они разделяют одни цели, одни ценности.

Что касается собственно финансово-экономического аспекта - мир поделится на разные валютные зоны. Если говорить про Африканский континент, я уверен, он войдет в рублевую зону.

4. Одним из наиболее значимых изменений внешней политики России последних нескольких лет стало провозглашение курса на возвращение в Африку. В течение трёх десятилетий Россия считала континент периферийным направлением, и вот наконец решила наращивать там экономическое и политическое присутствие. С какими факторами связана привлекательность Африки?

Ответ: Привлекательность Африки связана с двумя факторами.Во-первых,в России востребован потенциал континента как рынка сбыта товаров и услуг.Во-вторых,ни одна из африканских стран не воспринимает Россию в качестве врага, бывшего колонизатора или потенциального гегемона.

Россия заинтересована продавать в Африку товары и услуги, производство которых относится к приоритетным направлениям развития экономики: энергоносители, зерно и продукты питания, оружие, программное обеспечение, лекарства и оборудование, образовательные, медицинские, охранные и другие услуги. Уже сейчас африканский рынок важен для широкой номенклатуры товаров российского производства. Более трети (37 процентов в 2020 г.) российского экспорта зерновых, существенная доля экспорта жиров и растительных масел, автомобильного транспорта, оптических аппаратов, печатной продукции приходится на Африку.

Перспективность африканского рынка связана с сочетанием демографических и экономических факторов. На 54 страны приходится около 3 процентов мирового ВВП и 17 процентов населения земного шара. Половина жителей Африки – младше двадцати лет (по миру в целом – младше тридцати лет).

5. В ближайшее время Вы планируете войти в руководство фонда МОЭКС. Какие перспективы открываются для фонда в Африке?

Ответ: Африканские производители в среднесрочной перспективе не смогут покрыть растущий спрос на базовые товары, не говоря уже о потребностях формирующегося среднего класса на качественную продукцию. Экстенсивное землепользование, экологические проблемы и ограниченный доступ к технологиям сельского хозяйства формируют нишу для МОЭКС.

Я вижу следующие рынки инфраструктурных проектов:
▪️образование,
▪️здравоохранение,
▪️ цифровизации госсектора,
▪️комплексные программы развития,
▪️развитие СМИ нового поколения.

По мере углубления интеграционных процессов – ёмкость африканского рынка будет возрастать. Его привлекательность для российских экспортёров существенно увеличится после запуска Африканской континентальной зоны свободной торговли (AfCFTA).

При этом я сейчас говорю не только о Мали. Давайте не забывать, что роль Африки как целостного субъекта постепенно повышается. Африканские страны всё чаще поддерживают друг друга и занимают консолидированные позиции. Постепенно набирают скорость интеграционные процессы – как транссахарские, так и субрегиональные, и широтные. Они представлены восемью субрегиональными объединениями и Африканским союзом (АС), в который входят все страны континента и который постепенно усиливает влияние.

В 2019 г. начался запуск Африканской континентальной зоны свободной торговли, в которой участвуют 53 из 54 стран континента (исключение – Эритрея). Официальная цель Африканского союза – стать единым экономическим и политическим организмом к 2063 году. Десятки ежегодных панафриканских конгрессов, выставок, форумов, культурных и спортивных мероприятий способствуют становлению и восприятию Африки как единого коммуникационного, экономического и политического пространства. В течение тридцати-­пятидесяти лет привычное деление континента на «Северную Африку» и «остальную» может отойти в прошлое.
Вот именно поэтому для МОЭКС открываются самые широкие, даже безграничные возможности на Африканском континенте.

6. Нынешняя политика Союзного государства в отношении Африки имеет и существенные недостатки, на наш взгляд. Главным из них можно назвать разрозненность российских действий и инициатив, отсутствие открыто сформулированной стратегии в отношении континента. Это создаёт как репутационные, так и экономические ограничения. В частности, позволяет недоброжелателям спекулировать на тему «русской угрозы» и демонизировать «российское возвращение в Африку». В глазах же африканских стран отсутствие внятной стратегии может представляться свидетельством того, что окончательного решения о «возвращении» России в Африку нет, а данный аспект российской политики по-прежнему воспринимается как периферийный, ситуативный, стратегически не выверенный, что мешает воспринимать Москву как надёжного и долгосрочного партнёра.
Вы можете назвать видимые недостатки, которые пока сдерживают плодотворную работу на Африканском континенте?

Ответ: Я вижу, что серьёзным тормозом для экономических отношений является отсутствие прямого регулярного авиасообщения между Россией и Африкой, особенно южнее Сахары. Одним из важнейших факторов расширения влияния Турции на континенте стало превращение Стамбула в главный авиационный хаб на пути в Африку. Отсутствие в России коммерческого спроса на прямое авиасообщение с Африкой не должно вводить в заблуждение: коммерческий интерес появится, если будет возможность прямых путешествий. Пока их нет, не будет и спроса.

Второй очевидный недостаток гуманитарной политики России в Африке -
недостаточное присутствие институтов, способных распространять российскую повестку. Остро ощущается и нехватка информационно-аналитических ресурсов, очищенных от пропаганды и нацеленных на формирование долгосрочной репутации авторитетных источников информации.
Я уверен: именно Фонд МОЭКС сможет устранить этот пробел.

В торговой сфере заметен перевес российского экспорта в Африку. В результате африканцы пока не видят в России перспективного покупателя своей продукции, что ограничивает и политическое сотрудничество. Российский экспорт на континент не сбалансирован географически, имеется значительный перекос в сторону Алжира и Египта, что создаёт зависимость торговли России с Африкой от экономической конъюнктуры в этих двух странах.

Именно наш Фонд МОЭКС планирует создание совместных предприятий как на территории Африки, так и на территории Союзного государства.

Фонд МОЭКС создан для
объединения разрозненных инициатив в единую комплексную и при этом публичную стратегию. Это создаст атмосферу доверия, а отдельные шаги получат больший вес и обоснование более высокого уровня, что в африканских условиях будет означать и ускоренное согласование необходимых решений.

Подобная стратегия МОЭКС обеспечит связь между политической надстройкой и экономическим базисом в виде конкретных коммерческих проектов, а также минимизирует активность действующих в Африке под российским флагом политических предпринимателей. Последние стремятся присвоить ресурс государственной поддержки для его стремительной монетизации и тем самым наносят России репутационный ущерб.


Наша редакция приносит Вам огромную благодарность за восхитительное интервью. Спасибо за уделенное время, надеемся на длительное и плодотворное сотрудничество.

Редакция медиа-холдинга "МОЭКС-инфо".